Коновалова Татьяна Васильевна

Программа совместной деятельности педагога « Маленькие исследователи».

 Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №10 «Сказка» общеразвивающего типа

 

Принято педагогическим Утверждаю:

Заведующая

советом

Протокол №_01от «09» Константинова А.В.

__________20_22__г. Приказ №01«09_»__2022__г.

 

Программа совместной деятельности педагога

« Маленькие исследователи».

Выполнила: Коновалова Т.В 

г. Гусиноозёрск 2022.

 Экспериментальная деятельность в 1 младшей группе.

 

Пояснительная записка

Экспериментирование-  как реализация темы по самообразованию, совместной деятельности с детьми.

  Экспериментирование является одним их видов познавательной деятельности детей первых трех лет. Это объясняется следующим. Мышление у. детей первых семи лет жизни наглядно-действенное и наглядно-образное, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует возрастным особенностям. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

У детей раннего возраста манипулирование предметами напоминает экспериментирование. Дети любят экспериментировать, и наша задача, как педагогов, поддержать и развить в ребенке интерес к простейшему исследованию, открытию.

Поэтому составлен перспективный план, который апробирован в течение года в работе с детьми третьего года жизни. Материалы игр и упражнений объединены по разделам.

1. Игры с водой.

2. Игры с песком.

Периодичность экспериментирования — один раз в неделю в 1 или II половину дня. В зависимости от сложности действий: индивидуально или по подгруппам по 3-5 человек продолжительностью до 10-15 минут.

По характеру познавательной деятельности предлагается поисковое экспериментирование (дети не знают заранее, каков будет результат).

Апробация перспективного плана показала необходимость выполнения педагогом ряда общепедагогических требований.

Правила для воспитателя.

1. Работу по экспериментированию строить на принципах личностно-ориентированной педагогики.

2. При проведении игр, упражнений учитывать особенности возраста «Я сам», поэтому предоставлять детям больше самостоятельности.

3. Подробно рассматривать, обследовать материал, предмет, вещество.

4. Поддерживать интерес к действию с материалом, предметом (одобрение, эмоциональная поддержка, вопросы).

5. Развивать фразовую речь.

6. Постепенно увеличивать количество целенаправленных действий от простого к сложному.

7. Учить выслушивать инструкции и рекомендации.

8. Следить за соблюдением правил безопасности детьми.

9. Соблюдать правила безопасности в подборе материала.

10. Подводить итог, делать вывод.

11. Вместе с детьми приводить в порядок рабочее место.

12. Выполнять гигиенические правила.

Чтобы детям, у которых в силу возрастных особенностей не сформированы трудовые навыки, казалось, что они работают самостоятельно, необходимо использовать следующие приемы:

1. Дробление одной процедуры на несколько мелких действий.

2. Совместная работа воспитателя и детей.

3. Помощь воспитателя детям.

Наблюдения показали, что игры и упражнения по экспериментированию доставляют детям не только радость и удовольствие, но и развивают целый спектр умений и способностей детей.

Материал по простейшему экспериментированию был представлен на городском методическом объединении «Развивающая среда, как средство для детского экспериментирования».

 

Задачи

I  квартал.

1. Познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка: сухой — сыплется, из мокрого можно слепить.

2. Учить  отделять  мелкую крупу от  крупной с помощью сита.

3. Учить пересыпать песок, зерна из одного объема в другой.

4. Учить посыпать тремя пальцами песок, зерна.

5. Учить пересыпать зерна ложкой.

б. Учить убирать за собой, сметая со стола, пользуясь щёткой и совком.

7. Познакомить детей со свойствами воды: мокрая,  льётся.

8. дать представления о том, что предметы плавают.

9. Учить переливать воду из одного объёма в другой.

10. Учить взбивать пену с помощью венчика.

11. Развивать: контроль и координацию движений; самостоятельность, аккуратность, мелкую моторику рук, запястий.

12. Учить запоминать последовательность действий.

II  квартал.

1. Учить отделять камешки от песка путём встряхивания.

2. Учить отделять камешки от песка с помощью сита.

3. Учить перетирать песок с цветными мелками.

4. Учить посыпать окрашенный песок слоями, стараясь не смешивать слои.

5. Закреплять у детей свойства мокрого и сухого песка.

6. Учить переливать воду в бутылку через воронку.

7. Познакомить детей со свойствами снег: холодный, мокрый, сыпучий, можно лепить.

8. Учить пускать мыльные пузыри.

9. Закреплять знания свойств воды.

10. Учить анализировать сложные движения.

11. Развивать контроль и координацию движений.

12. Учить определять, как опытным путём изменять свойства веществ и материалов.

13. Развивать контроль и координацию и контроль движений.

14. Формировать независимость от взрослых.

15. Развивать: самостоятельность, аккуратность, мелкую моторику рук, запястий.

16. Готовить руку к письму.

III квартал.

1. Закрепить умение манипулировать сухим и мокрым песком.

2. Учить использовать разную форму камней.

3. Закрепить свойства сырого песка.

4. Учить строить постройки из песка, используя природный материал: камни, ветки, шишки, листья.

5. Учить вылавливать шарики из воды с помощью сачка.

6. Учить правильно выполнять приёмы и последовательность стирки.

7. Учить ребёнка мыть стол.

8. Учить собирать губкой воду со стола.

9. Учить определять на слух опытным путём, что от количества воды в стакане зависит звучание при ударе о стакан.

10. Закреплять знания о свойствах воды.

11. Развивать контроль и координацию движений.

12. Учить измерять объём (вместимость).

13. Знакомить с понятием количество и счёт.

14. Формировать навыки социального поведения.

15. Развивать: самостоятельность, аккуратность, мелкую моторику рук, запястий.

16. Готовить руку к письму.

17. Учить различать, группировать, подготавливаться к творчеству.

Перспективный план 2020-2021 учебный год.

Сентябрь

Неделя

Игры с Водой

Материал

1

Упражнение  «Пускание по воде плавающих игрушек.»

Таз с водой, резиновые и пластмассовые игрушки, полотенце

3

Упражнение «Тихая вода в центре  круга»

Тазик, наполненный водой, полотенце

Неделя

Игры с песком

Материал

2

Упражнение « Посыпаем дорожки»

Глубокое блюдце с крупой – манкой или пшеном

4

Упражнение «Пересыпание ложкой». Задачи: Учить пересыпать зерна ложкой, анализировать сложные движения, запоминать последовательность действий.

2 пиалы на подносе, левая заполнена горохом, зернами или рисом, ложка. Пиалы одного размера.

Октябрь

Неделя

Игры с Водой

Материал

1

Упражнение «Вылавливание сачками игрушечных рыбок»

Тазик с водой, сачки, рыбки пластмасовые

3

Упражнение « Переливание из чайника в чашку»

Поднос, чайник, чашка, губка

Неделя

Игры с песком

Материал

2

Упражнение «Волшебное сито».

Задачи: Учить отделять мелкую крупу от крупной, пользуясь ситом.

Сито, манка и рис (по полстакана), тарелки, ложка

4

Упражнение «Собери все бусинки».

Задачи: Учить отделять бусинки от песка,

ситом.

Сито, совок, мелкие бусинки, песок, тарелка

Ноябрь

 

Неделя

Игры с водой

Материал

1

«Взбивание пены»

Задачи: Учить взбивать пену при помощи венчика, развивать мускулатуру кисти руки.

Миска с Водой, жидкое мыло, губка, поднос

3

« Пускание по воде лодочек»

Таз с водой, лодочки

Неделя

Игры с песком

Материал

2

Упражнение «Смети, но не просыпь».

Задачи: Учить убирать за собой, сметать со стола, пользуясь щеткой и совком.

Щетка, совок

4

Упражнение «Пересыпание зерен из кувшина в кувшин».

Задачи: Учить пересыпать зерна из кувшина в кувшин, анализировать сложные движения.

2 небольших кувшина — одинаковой формы (типа молочника)

Декабрь

 

Неделя

Игры с Водой

Материал

1

Упражнение «Переливание воды через воронку».

Задачи: Учить переливать воду через воронку в

бутылочку.

Кувшин с Водой, воронка, бутылочка

3

Упражнение «Стряхивание капель с мокрых рук на  бумагу».

Задачи: Закрепить знание свойств воды.

Чашка с водой, лист бумаги, акварель

Неделя

Игры с песком

Материал

2

Упражнение «Выталкивание камешков и мелких предметов из песка с помощью встряхивания».

Задачи: Учить отделять камешки от песка.

Источник: Рекомендации программы “Шаг за шагом” — Игры с водой и песком.

Песок с камешками, глубокая чашка, ведерко

4

Упражнение «Просеивание песка».

Задачи: Учить отделять камешки от песка.

Сито, совок, камешки, песок, тарелки.

 

 

 

 

Январь

Неделя

Игры с Водой

Материал

1

Упражнение «Снежинка в гостях у ребят».

Задачи: Закрепить знание свойств снега, свойств и качеств воды,

.

Чашки с водой и снегом. Сосуды с чистой водой. Краска, стаканы для опытов. Стаканчики для питья. Бумажные снежинки

3

Упражнение «Набирать воду в ладони, пропуская ее сквозь пальцы, или удерживать ее в плотно сжатых руках».

Задачи: Закрепить знание свойств воды.

Источник: Рекомендации программы “Шаг за шагом”.

Тазик с водой

Неделя

Игры с песком

Материал

2

Упражнение «Окрашивание песка».

Задачи: Учить перетирать с цветными метками между ладонями.

Источник: Рекомендации программы “Шаг за шагом”. “Игры с водой и песком”.

Песок, цветные мелки, тарелочки, совок

4

Упражнение «Заполнение слоями окрашенного песка прозрачных емкостей».

Задачи: Учить насыпать песок слоями, стараясь не смешивать слои, работать аккуратно.

Источник: Рекомендации программы “Шаг за шагом”.

Цветной песок в тарелочках, прозрачная емкость, совок

 

 

 

 

 

 

Февраль

Неделя

Игры с Водой

Материал

1

Упражнение «Луковица в воде».

Задачи: Учить высаживать луковицы репчатого лука.

3—4 прозрачных бокала, 3 —4 крупные луковицы, кувшин с водой

3

Упражнение «Пускание мыльных пузырей». Задачи: Учить выдыхать воздух осторожно, добиваясь получения пузыря.

Источник: Т.Н. Федосеева. Методические указания. “Игры — занятия с водой и песком”.

Мыльная пена на блюдце, соломинки

Неделя

Игры с песком

Материал

2

Упражнение «Пересыпание сухого песка через воронку».

Задачи: Закреплять у детей знания о свойствах сухого и мокрого песка,

Источник: Т.Н. Федосеева. Методические указания. “Игры — занятия с водой и песком”.

Сухой песок, ведерки, бутылочки, воронки, формочки

4

Упражнение «Постройка из песка домика для зайчика».

Задачи: дать представление о сухом и мокром песке: сухой — сыпется, мокрый — лепится.

Источник: К. Белая. “Первые шаги”, с.150.

Емкость с сухим песком, вода в кувшине, зайчик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Март

 

Неделя

Игры с Водой

Материал

1

Упражнение «Перекладывание шариков».

Задачи: Учить вылавливать шарики с помощью ситечка.

Таз с Водой, пластмассовые шарики, ситечки

3

Упражнение «Собираем Воду губкой».

Задачи: Учить убирать за собой (собирать губкой воду, выжимая ее над тазиком)

Две тарелки, губка

Неделя

Игры с песком

Материал

2

Упражнение «Угощение на мамин праздник». Задачи: Закрепить знание свойств песка.

Песок, камешки, веточки, листики

4

Упражнение «Рисование палочкой на песке». Задачи: Развивать мускулатуру рук и координацию их движений. Расширять зрительные представления.

Источник: Т.Н. Федосеева. Методические указания “Игры-занятия с водой и песком”.

Песок сырой, палочки.

Апрель

 

Неделя

Игры с Водой

Материал

1

Упражнение «Мытье стола».

Задачи: Учить ребенка мыть стол.

Кувшин с водой, 2 миски, мыло, губка, тряпка, ведро, фартук, полотенце для рук

3

Упражнение «Стирка».

Задачи: Учить правильно выполнять приемы и

последовательность стирки.

2 тазика, мыльница

с мылом, кувшин,

фартук, кукольное белье, прищепки, ведро, тряпка для пола

Неделя

Игры с песком

Материал

2

Упражнение «Строим башню».

Задачи: Учить строить башню из песка, укрепляя ее камешками. Закреплять знания свойств песка.

Песок, камешки,

флажок

4

Упражнение «Что я закопала в песок».

Задачи: Развивать внимание, память, наблюдательность.

Источник: Т.Н. Федосеева. Методические указания. “Игры — занятия с водой и песком”.

Песок, 3 сюжетные игрушки

 

 

 

 

Май

 

Неделя

Игры с Водой

Материал

1

Упражнение «Звенящая вода».

Задачи: Определить опытным путем, что от количества воды в стакане зависит звучание при ударе о стакан.

Набор различных бокалов, заполненных до середины водой, палочка

3

Упражнение “Окрашивание воды акварелью”. Задачи: Закрепить знания о свойствах воды.

Набор акварельных красок, стаканчики с водой, кисточка

Неделя

Игры с песком

Материал

2

Упражнение “домик для черепашки Агашки”. Задачи: Закрепить умение манипулировать сухим и мокрым песком. Учить использовать разную форму камней.

Песок, тазики с водой, камешки

4

Упражнение “Выкладывание различных форм из сырого песка с помощью формочек”.

Задачи: Закреплять у детей свойства сырого песка. Источник: Т.Н. Федосеева. Методические указания “Игры-занятия с водой и песком”.

Мокрый песок, совки, формочки

1 декабря 2022 в 08:40

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.