Коновалова Татьяна Васильевна

Экспериментальная деятельность в 1 младшей группе.

Пояснительная записка

Экспериментирование-  как реализация темы по самообразованию, совместной деятельности с детьми.

  Экспериментирование является одним их видов познавательной деятельности детей первых трех лет. Это объясняется следующим. Мышление у. детей первых семи лет жизни наглядно-действенное и наглядно-образное, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует возрастным особенностям. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

У детей раннего возраста манипулирование предметами напоминает экспериментирование. Дети любят экспериментировать, и наша задача, как педагогов, поддержать и развить в ребенке интерес к простейшему исследованию, открытию.

Поэтому составлен перспективный план, который апробирован в течение года в работе с детьми третьего года жизни. Материалы игр и упражнений объединены по разделам.

1. Игры с водой.

2. Игры с песком.

Периодичность экспериментирования — один раз в неделю в 1 или II половину дня. В зависимости от сложности действий: индивидуально или по подгруппам по 3-5 человек продолжительностью до 10-15 минут.

Моя работа направлена на развитие познавательных способностей детей путём опытной и экспериментальной деятельности разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013 №1155 Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации от №29.12.2012 года273- ФЗ . Уставом ДОУ.» Положением о совместной работе педагога с детьми в рамках реализации приоритетных направлений ДОУ».

Срок реализации программы -1 год.

По характеру познавательной деятельности предлагается поисковое экспериментирование (дети не знают заранее, каков будет результат).

Апробация перспективного плана показала необходимость выполнения педагогом ряда общепедагогических требований.

Правила для воспитателя.

1. Работу по экспериментированию строить на принципах личностно-ориентированной педагогики.

2. При проведении игр, упражнений учитывать особенности возраста «Я сам», поэтому предоставлять детям больше самостоятельности.

3. Подробно рассматривать, обследовать материал, предмет, вещество.

4. Поддерживать интерес к действию с материалом, предметом (одобрение, эмоциональная поддержка, вопросы).

5. Развивать фразовую речь.

6. Постепенно увеличивать количество целенаправленных действий от простого к сложному.

7. Учить выслушивать инструкции и рекомендации.

8. Следить за соблюдением правил безопасности детьми.

9. Соблюдать правила безопасности в подборе материала.

10. Подводить итог, делать вывод.

11. Вместе с детьми приводить в порядок рабочее место.

12. Выполнять гигиенические правила.

Чтобы детям, у которых в силу возрастных особенностей не сформированы трудовые навыки, казалось, что они работают самостоятельно, необходимо использовать следующие приемы:

1. Дробление одной процедуры на несколько мелких действий.

2. Совместная работа воспитателя и детей.

3. Помощь воспитателя детям.

Наблюдения показали, что игры и упражнения по экспериментированию доставляют детям не только радость и удовольствие, но и развивают целый спектр умений и способностей детей.

Материал по простейшему экспериментированию был представлен на городском методическом объединении «Развивающая среда, как средство для детского экспериментирования».

 

 

 

Задачи

I  квартал.

1. Познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка: сухой — сыплется, из мокрого можно слепить.

2. Учить отделять мелкую крупу от  крупной с помощью сита.

3. Учить пересыпать песок, зерна из одного объема в другой.

4. Учить посыпать тремя пальцами песок, зерна.

5. Учить пересыпать зерна ложкой.

б. Учить убирать за собой, сметая со стола, пользуясь щёткой и совком.

7. Познакомить детей со свойствами воды: мокрая, льётся.

8. дать представления о том, что предметы плавают.

9. Учить переливать воду из одного объёма в другой.

10. Учить взбивать пену с помощью венчика.

11. Развивать: контроль и координацию движений; самостоятельность, аккуратность, мелкую моторику рук, запястий.

12. Учить запоминать последовательность действий.

II  квартал.

1. Учить отделять камешки от песка путём встряхивания.

2. Учить отделять камешки от песка с помощью сита.

3. Учить перетирать песок с цветными мелками.

4. Учить посыпать окрашенный песок слоями, стараясь не смешивать слои.

5. Закреплять у детей свойства мокрого и сухого песка.

6. Учить переливать воду в бутылку через воронку.

7. Познакомить детей со свойствами снег: холодный, мокрый, сыпучий, можно лепить.

8. Учить пускать мыльные пузыри.

9. Закреплять знания свойств воды.

10. Учить анализировать сложные движения.

11. Развивать контроль и координацию движений.

12. Учить определять, как опытным путём изменять свойства веществ и материалов.

13. Развивать координацию, контроль движений.

14. Формировать независимость от взрослых.

15. Развивать: самостоятельность, аккуратность, мелкую моторику рук, запястий.

16. Готовить руку к письму.

III квартал.

1. Закрепить умение манипулировать сухим и мокрым песком.

2. Учить использовать разную форму камней.

3. Закрепить свойства сырого песка.

4. Учить строить постройки из песка, используя природный материал: камни, ветки, шишки, листья.

5. Учить вылавливать шарики из воды с помощью сачка.

6. Учить правильно выполнять приёмы и последовательность стирки.

7. Учить ребёнка мыть стол.

8. Учить собирать губкой воду со стола.

9. Учить определять на слух опытным путём, что от количества воды в стакане зависит звучание при ударе о стакан.

10. Закреплять знания о свойствах воды.

11. Развивать контроль и координацию движений.

12. Учить измерять объём (вместимость).

13. Знакомить с понятием количество и счёт.

14. Формировать навыки социального поведения.

15. Развивать: самостоятельность, аккуратность, мелкую моторику рук, запястий.

16. Готовить руку к письму.

17. Учить различать, группировать, подготавливаться к творчеству.

1 декабря 2022 в 08:35

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.